Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №1 "Счастливчик"

Адрес: Тверская область, г. Кимры, проезд Титова 22
Телефон: 8(48236)2-52-63
Эл. почта: berezka230576@mail.ru

Развитие творческих способностей у дошкольников

3 июня 2015 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Счастливчик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ

 

«Развитие творческих способностей у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Миронова Анна Павловна

 

 

 

 

  

 

г. Кимры

 

 

 

 

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируются  основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Например, нарисовав синие пятно и линии, идущие в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается это гуси – лебеди уносят Иванушку в лес к Бабе – яге. Отлично, не правда ли? А что на самом деле? Темное пятно и линии… 

И смысл изображения понятен только маленькому художнику. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представления его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные интересы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Основные направления моей работы с детьми для развития самостоятельной творческой деятельности:

  • вызвать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
  • побуждать изображать доступными средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
  • помогать детям осваивать цветовую палитру; учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков;
  • сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать дошкольникам в создании выразительных образов; деликатно и тактично способствовать обогащению содержания рисунков, формы, композиции, цветового решения;
  • постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к детям, к детским изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий;
  • способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Целью моей работы является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

- создавать условия для развития творчества детей и формирования изобразительных навыков и умений, необходимых для создания художественно-выразительного образа в рисунках;               

-формирование у детей творческих способностей на занятиях по рисованию, развитие наблюдательности и применение ее в детском рисунке;

-накопление теоретических знаний для организации разных форм методической работы с детьми своей группы по данной проблеме;

-создание  развивающей среды в группе, способствующей накоплению знаний, умений и проявлению творческих способностей у детей;          

-развитие  сотрудничества с родителями воспитанников.

Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого - либо нового, оригинального продукта.  Творческий акт характеризуется как прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации, возникновение новых возможностей в развитии. Ребенок, строящий свой первый замок из песка и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть творцами. Способность к творчеству предполагает способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем, быстрое разрешение проблемных ситуаций. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут только они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежные лошадки», а небо помещается в бутоне цветка….

Если педагоги и родители не будут обращать серьезное внимание на развитие у ребенка способности фантазировать, то в последующем будет наступать быстрое снижение активности этой функции, у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, теряется интерес к искусству, науке.

В системе дошкольного образования большое значение отводится рисованию. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное.

Развивая у детей творческие способности через изобразительную деятельность, главное самому верить, что художественное творчество не знает границ ни в материале, ни в технике рисования. Чтобы передать эту веру детям, мы  в детском саду рисуем не только традиционными средствами изобразительной деятельности, но и нетрадиционными.

В своей работе, начиная с младшей группы, я использую следующие техники рисования:

Рисование пальчиками.  Кто сказал, что рисовать можно только карандашами и кисточкой? А, если к краскам тянется пальчик? Пальцем хорошо ставить точки, заполняя прорисованный контур. Детям эта техника интересна, проста и понятна.

Рисование ладошкой – эта техника сложнее, так как требует от ребенка более развитого эстетического восприятия, воображения, мышления. При рисовании ладошкой я стремлюсь к тому, чтобы дети не ограничивались только изображением отдельного предмета, а создавали какой  – то сюжет.

Кляксография – яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Желательно чтобы кляксу сделал взрослый.

Рисование по мокрому листу -  кисточка не касается листа, краска ложится красиво, волшебно.

Тычок жесткой полусухой кистью -  кисть опускается в гуашь и ударяется ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.            Восковые мелки + акварель - ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель -  ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная  - ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг -  ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование на кофейной гуще  - тонируются  альбомные листы, и осуществляется роспись. Этот метод я использую для ознакомления детей с предметами народно – прикладного искусства.

 

В своей работе с детьми я применяю следующие методы и приемы:

- наглядные (рассматривание предмета, использование картин, использование образца, показ приемов работы, анализ детских работ);

- словесные (беседа, указания и пояснения в процессе занятия или совместной деятельности);

- практические методы;

- игровые приемы.

В группе создана предметно – развивающая среда, способствующая проявлению желания рисовать, которая соответствует всем требованиям и постоянно обогащается.

Но также велика и роль родителей в развитии творческих способностей у детей. Я  провожу  анкетирование по данной теме, организую родительские собрания, консультации. Совместно с родителями проводилась родительская гостиная «В мире красок и фантазий», где проходила выставка рисунков, родители с интересом знакомились с творчеством других семей. Родители с удовольствием участвуют во всех конкурсах, проводимых в детском саду.

Работая над темой «Развитие творчества у детей», я поняла, что рисовать можно на чем угодно и чем угодно, подсказку могут дать даже дети. Главное не ограничивать их свободу в творчестве.

Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

А главное то, что рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. В результате проведенной работы и на основе диагностических данных выявлено, что к концу подготовительной к школе группы с программными задачами справляются 90% детей.

Мир детства наполнен открытиями и радостью. Стараюсь делать каждый день интересным, радостным, неповторимым. В непосредственной образовательной и совместной деятельности большое внимание уделяю развитию творческого потенциала детей, умению фантазировать, придумывать, выражать свое личное мнение, проявлять свои знания, умения и  способности к самовыражению.

 

                           

                           

                           

 

Список литературы

 

  1. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников, Москва: 2006
  2. Доронова Т.Н. Радуга: Программа развития и воспитания в детском саду, Москва: 2004
  3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – Спб.: КАРО 2008